Интернациональный модернизм – стиль на все времена

Цикл лекций при поддержке компании Kraska-Store (часть 14)

Листая страницы журналов, посвященных дизайну или просматривая фото красивых интерьеров в интернете, мы часто видим описания: современная классика, минималистичная эклектика, актуальный минимализм и др. В наше время в дизайне интерьера существуют несколько трендов, один из которых — сочетание простых и эргономичных планировочных решений со сдержанной цветовой гаммой и натуральными отделочными материалами.

И у этого современного тренда есть исторический прототип — стиль «интернациональный модернизм», зародившийся аж в самом начале XX века. Бурный рост промышленности, производства и городского населения ставил перед архитекторами дизайнерами (кстати, эта профессия появилась 1906 году) важную задачу -спроектировать комфортные и удобные жилища, разработать для них функциональную и долговечную мебель.

Над решением амбициозной задачи начали работать архитекторы разных стран и континентов. Это было международное движение в дизайне, и оно дало свои плоды, которыми мы пользуемся и сегодня.

Рассмотрим самые смелые и интересные идеи прошлого.

Одним из первых архитекторов, внесшим значительный вклад в развитие современного дизайна, был Вальтер Гропиус. Рационализатор по натуре, он стремился сделать дома не только удобными, но и практичными (как здесь не вспомнить актуальную повестку эко-дизайна и зеленой энергетики). В домах, спроектированных Вальтером Гропиусом и его мастерской, важное место отводилось естественной инсоляции: большие окна давали много дневного света и тем самым экономили электричество.

В экспериментальном типовом доме впервые было предложено планировочное решение – кухня возле большого окна.

Вальтер Гропиус большое внимание уделял и мебели. По мнению архитектора, она должна служить продолжением интерьера и повторять его объемы. Пример – его рабочий кабинет «Куб», в котором кресло и другая мебель повторяет кубические объемы комнаты.

Под руководством Гропиуса в Баухаузе начинает разрабатываться и масштабируемая мебель. Такой дизайн актуален и сейчас.

Также в мастерских Баухауза начинают использовать в дизайне металл и тонкие конструкции. Мебель перестает быть громоздкой. Дизайнер М. Брейер создает культовое кресло «Василий» , посвящённое русскому художнику и коллеге В. Кандинскому (до сих пор выпускается компанией Knoll).

Ле Корбюзье – французский архитектор и великий реформатор мира дизайна, прославился своими планами полной реконструкции Парижа, социалистическими взглядами и непримиримой борьбой с роскошью. Для него квартира становится «машиной для жилья». Все должно быть подчинено утилитарности и рациональности. Благодаря Ле Корбюзье в мир дизайна вошла квартира с четким пространственным зонированием (гостиная, спальня, кухня) и встроенной мебелью.

Сам архитектор считал, что квартиру не стоит захламлять крупногабаритными предметами. Грамотно расположенные зоны хранения позволяют воспринимать мебель как арт-объект: его шезлонг, стеллаж выглядят актуально и, кстати, есть в продаже до сегодняшнего дня.

 

Подобные опыты по соединению комфорта и практичности были в СССР. Многие советские архитекторы кон. 1920-х — нач.1930-х гг. разрабатывали типовые дома «нового быта». Они сохранились и сейчас. В Москве, например. целые район Дангауэровка и Буденновский городок. Но лучшим образцом подобных разработок, несомненно, является дом Наркомфина на Новинском бульваре (арх. М. Гинзбург).

К сожалению, проект дошел до наших дней в несколько изменённом варианте, не сохранились общественные зоны: столовые, прачечные, детские сады. Да и сами квартиры сейчас восстановлены. Интересно, что квартиры планировались 2-х этажными, в центре размешались кухня и сан узел, а также встроенные зоны хранения. И вокруг этого пространства уже размещались жилые комнаты.

И здесь мы видим продолжение европейских идей – зонирование квартиры, встроенная мебель.

В истории развития дизайна были архитекторы, которые подарили нам идеи свободной планировки и соединения здания с природой. Людвиг Мис ван дер Роэ в конце 1940-х гг. создаёт свой удивительный «Стеклянный дом».

Он парит над землей, в то же время соединяясь с окружающим ландшафтом. Простые и лаконичные формы этого дома и мебели легли в основу всего современного дизайна.

Немногим раньше Людвига американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт разрабатывает концепцию органической архитекторы (и она вновь актуальна в XXI веке). Невысокие дома как будто продолжают окружающий пейзаж (дома «прерий» и знаменитый «Дом над водопадом» построены как раз в этом стиле).

Интересной находкой архитектора стало использование натуральных материалов (камня и дерева) с подчеркнуто природной структурой.

Идеи Ф.Л. Райта продолжили американская чета дизайнеров Чарльз и Рей Имзы. В послевоенные годы по заказу правительства США они разрабатывали экспериментальные образцы эргономичной мебели. Дизайнеры придумали новые способы изготовления экологичной и недорогой фанеры. Текстура материала не декорировалась морилками или краской. Наоборот, художественное решение дизайн-объекта опиралось на природное своеобразие дерева, текстиля, кожи или стали. Имзы стояли в авангарде развития направления экологичного дизайна.

Наш небольшой обзор мастеров интернационального модернизма подошел к концу и это далеко не полный список архитекторов и дизайнеров. Их идеи и находки заложили фундамент для развития всего направления отрасли во втор. пол. XX и нач . XXI вв. а то, что их мебель до сих пор актуальна и продается в магазинах, лишь подтверждает наши слова.


0
0

Добавить комментарий

 
Комментарий*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
Смотрите также
Быстрая доставка
по Москве и в регионы
Пробники выкрасов
и фасовок
Индивидуальный
подбор цвета
Соответствие европейским
стандартам экологичности