История интерьерного дизайна. Рококо

Цикл лекций при поддержке компании Kraska-Store (часть 8)

Эрмитаж. Царское село

Стиль Рококо распространился в искусстве Европы в кон. XVII – нач. XVIII века и длился совсем недолго, уступив место строгому классицизму. Эпоха рококо была столько кратковременная, что некоторые искусствоведы не признают ее самостоятельным стилем

Но это не так. Ведь у каждого стиля есть характерные черты и мы их можем выделить:

В переводе «рококо» - это раковина, завиток. Именно ассиметричный завиток и стал основным элементом декора.


А основными типами построек становятся: отели (не путать с гостиницами) – городские дворцы, отделенные от городской суеты парком или садом

Отель Матиньон Арх. Ж. Куртон, 1722, Париж, Франция.


Охотничьи домики

Амалиенбург (Нимфенбург) Арх. Ф. Кювилье, 1734, Мюнхен, Германия


И садово-парковые павильоны: эрмитажи, беседки, гроты.

Грот. Кусково.

Беседка парковая Сан-Суси. Потсдам


Морская тематика была настолько популярная, что появилось целое направление декора «гротто» (в переводе морская пещера). Стены комнат, а также мебель и предметы искусства декорировали морскими раковинами, перламутром и диковинными камнями.

Сан-Суси новый дворец. Потсдам.



Цветовая гамма: сочетание светлых, пастельных и жемчужных оттенков. Популярно было сочетание белого и золотого, серого и золота.



Об интерьерах рококо мы расскажем поподробнее. XVIII век диктует новую моду на светское времяпрепровождение. Пышные дворцовые церемонии сменяют более камерные вечера. И необходимость в больших парадных залах отпала. 

Дом состоит из анфилады гостиных квадратной или округлой формы с небольшими нишами, в которых стоят небольшие диванчики тет-а-тет. Пространство комнаты может даже перегораживаться ширмами.

Отель Субиз. Овальный салон принцессы


Вслед за размерами комнат меняется и декор. Тонкая золотая и серебряная лепнина украшает стены и потолок, плавно переходя на падугу (элемент соединение стены и потолка).


Стены могли быть покрашены краской светлых оттенков, обтянуты шелком или декорированы мрамором.




Особую роль в интерьере рококо играли зеркала. Их производство уже не было настолько дорогостоящим, как в эпоху барокко, поэтому зеркальные стены мог позволить себе не только король. 

Эффект зеркал, расположенных друг напротив друга (чёртов коридор) создавал иллюзию бесконечного пространства.



Как уже отмечалось выше, в XVIII веке в результате развития торговли с азиатскими странами увлечение экзотикой вышло на новый уровень. Китайские вещицы не просто украшали интерьер, а стали объектом коллекционирования и гордости своих владельцев. 

В интерьерах рококо особое место отводится под своеобразные места экспонирования китайского фарфора (горки) и мебели (отдельные китайские кабинеты).


Результатом такого увлечение стало появления целого стилевого направления «Шинуазри» в переводе с фр. - «китайщина».

Аристократы строили парковые павильоны стилизуя их под пагоды, и даже целые дворцы (Большой китайский дворец в Ораниенбауме). Это были дома-игрушки. Они использовались для проведения праздников, балов и прочих увеселительных мероприятий.

Китайская деревня. Царское село. Арх. А. Ринальди, Ч. Камерон, XVIII в

Китайский домик, Сан-Суси, Потсдам, Германия.

Большой китайский дворец. Арх. А. Ринальди, 1762, Ораниенбаум, Россия.

Стеклярусный кабинет в Китайском Дворце, Ораниенбаум, Россия.


Какая же мебель стояла во дворцах эпохи рококо?

Самым популярным предметом был пузатый комод. До сегодняшнего дня довольно актуальная модель в дизайне,

Массивные секретеры на тонких изогнутых ножках

Секретер, Пьетро Пиффетти


Столы-трансформеры.

  Стол-трансформер, Жан Обен


Как видно на фотографии, многофункциональная мебель была популярна задолго до XX века.

Мягкая мебель по сравнению с барокко становится более изящной. Формы ножек и подлокотников приобретаю тонко-очерченные плавные линии. В декоре мы не встретим бахромы или выделяющихся элементов фурнитуры. 

Обивка мебели часто подбирается под цвет стен, чтобы предметы интерьера не выделялись.

 

Стул, Томас Чиппендейл.
 

А вот центром интерьерной композиции становится люстра. Большая многоярусная с хрустальными подвесками, реже фарфоровая. Висели светильники в прошлые эпохи гораздо ниже, чем сейчас. 

Поэтому визуальный эффект от переливающихся хрустальных элементов был куда более ярким.

 


Истинно французский стиль, лёгкий и изящный, стиль Мадам де Помпадур и Марии Антуанетты закончился с падением монархии. И на смену ему пришел новый порядок, век рационализма и стиля классицизм.

  Ф. Буше Портрет Мадам де Помпадур


Дарья Воронина, искусствовед и художник.


0
0

Добавить комментарий

 
Комментарий*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
Смотрите также
Быстрая доставка
по Москве и в регионы
Пробники выкрасов
и фасовок
Индивидуальный
подбор цвета
Соответствие европейским
стандартам экологичности