История интерьерного дизайна. Византийский стиль

Цикл лекций при поддержке компании Kraska-Store (часть 4).


Византия – государство, которое образовалось на территории Восточной Европы и Малой Азии после распада Римской империи. Границы Византии в эпоху ее расцвета простирались от северной Италии до Египта. Могущественное государство, на территории которого проживали разные народы, исповедующие различные религии. Поэтому искусство Византии очень разнообразно и объединяет позднюю античность, восточные мотивы, христианство и даже язычество. Довольно сложно охарактеризовать искусство в двух словах, ведь в зависимости от периода и региона оно сильно отличалось друг от друга.

В Византии были очень хорошо развиты: строительство (до сегодняшнего дня Собор Святой Софии в Константинополе один из самых высоких соборов мира со сложнейшей техникой инженерного решения), декоративно-прикладное искусство, ювелирное, ткачество. Однако до наших дней предметов византийского искусства дошло немного. Виной тому завоевательные войны и гибель самой империи.

Тем не менее археологи раскрывают нам мир удивительной красоты и изящества. Если бы имели возможность прогуляться по улицам Константинополя, мы увидели высокие здания с колоннами и портиками, украшенные бронзовыми статуями удивительных животных.

Широкие улицы были замощены, а все дома облицованы мрамором. На городских площадях стояли скульптуры императорам и фонтаны с прохладной питьевой водой. Для того чтобы прохлада сохранялась и на улицах, между домами часто перекидывали широкие полотна ткани – велумы. Тканями не просто украшали архитектуру. Она играла важную роль в эргономике и зонировании византийского интерьера: между колоннами и портиками, ткань в качестве ширмы, ткань вместо двери.

Ее можно было найти везде, только не на окнах. Штор в Византии не было. И связано это было с религиозной философией. Свет воспринимался не просто как инсоляция, а как часть божественной природы, дарованной человеку. Поэтому в архитектуре Византии как религиозной, так и жилой делали большие окна, пропускающие много света в интерьер. И эти окна не занавешивали тканью.

Сами же комнаты в домах и дворцах изобиловали роскошью. Стены в основном были отделаны мрамором. Выбирался камень насыщенных оттенков или с прожилками. Верхняя часть стен и потолок были украшены смальтой (стеклянная цветная мозаика).

Узор мог быть геометрическим, растительным. Изготовление стекла в Византии было поставлено на высочайшем уровне, поэтому ограничения ассортимента в цветах не было. В интерьерах представлена богатая палитра мозаики от темных до светлых, ярких и золотых цветов.

Мозаикой могли украшаться и полы. Пример сохранившего пола – галерея Большого Константинопольского дворца со сценами охоты.

Мебели практически не сохранилось. О том как выглядели стулья, кровати и сундуки мы можем судить по мозаикам, фрескам и иконам. Стулья и скамьи довольно объемные по размерам, чаще украшались резьбой по дереву, реже слоновой костью и черепаховым панцирем. Но отделывать мебель для сидения и не было особого смысла. Византийцы любили на восточный манер использовать довольно много тканей и подушек. Так появился прообраз мягкой мебели.

Если подвести итог, Византийский стиль органично соединил восточную любовь к роскоши, тканям и орнаментике с римским стремлением к упорядоченности, симметрии и пропорциям.

Византийский стиль оказал большое влияние на искусство многих сопредельных государств. Но особенно заметно это влияние на искусство архитектуры Древней Руси. О русском стиле в архитектуре и дизайне читайте отдельную статью.

Дарья Воронина, искусствовед и художник

https://dzen.ru/catvangogh

0
9

Добавить комментарий

 
Комментарий*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
Смотрите также
Быстрая доставка
по Москве и в регионы
Пробники выкрасов
и фасовок
Индивидуальный
подбор цвета
Соответствие европейским
стандартам экологичности