История интерьерного дизайна. Интерьеры Древнего мира. Древняя Греция и Рим

Цикл лекций при поддержке компании Kraska-Store (часть 2)


Греция и Рим – период классической античности. Со школы мы помним, что именно эта эпоха легла в основу европейской культуры и искусства. Идеи, заложенные художниками, скульпторами и архитекторами до сих пор находят применение в искусстве.

В части архитектуры, зодчие античности продолжают использовать принципы постройки Древнего Египта. Точнее, стоечно-балочную систему, когда перекрытия опираются на колонны и частично на стены.


Но между архитектурными школа было и кардинальное отличие: Египет стремится к максимальной монументальности постройки, массивности стен и обилию декора. Античный архитектор ищет гармонию в математике, и начинает применять принцип золотого сечения. Так здания античности приобретают в плане форму правильного прямоугольника, или круга. Римляне круг начинают использовать и в вертикальной плоскости – так появятся арка и купол.

Стремление к идеальным пропорциям заставляет античных архитекторов искать и новые материалы: мрамор на сухой кладке в Греции, изобретение бетона в Риме. Новые материалы позволили уменьшить толщину стен, увеличить просвет между колоннами, сделать больше дверные и оконные проемы.

Поэтому и интерьер античного мира отличает от Египетского. Больше окон – больше комнат. Нет необходимости общего большого пространства. Комнаты получают различное назначение: спальни, кабинеты, библиотеки, триклинии (залы приёма пищи), ванные комнаты (в античности был водопровод и канализация).

Место общения жильцов дома – внутренний дворик перистиль, а сакральное значение приобретает атриум (своеобразная прихожая с отверстием в потолке). Межкомнатные двери встречались редко. Их функции выполняли полотна тканей.

Жилые дома могли быть одно- и двухэтажными, роскошные виллы с бассейнами и садами, а в Риме появился тип многоквартирного дома - инсул (от 4 до 7 этажей!).

Внутренне убранство комнат было довольно разнообразным.

Напольные покрытия могли быть как простыми каменными, так и выложенными изысканной мозаикой. Предпочтение отдавалось орнаментальным полосам в сочетании с мифологическим сюжетами.

Стены практически не украшались драпировками, были оштукатурены. Но просто белыми он не оставались. Живопись на стене (фреска) могла имитировать отделку мрамором, художник рисовал орнаментальные полосы, мифологические сценки, натюрморты, портреты хозяев и домашних питомцев.

Популярны были обманки: объемное изображение на всю стену парков, архитектурных видов.

Потолки зачастую имели стропильную систему перекрытий. Деревянные балки штукатурились, в промежутках между ними могли располагаться прямоугольные элементы кессоны. На потолке встречались орнаментальные росписи, сюжеты зодиакального неба.

Подробнее остановимся на орнаментах. В Греции наиболее популярным был мотив меандра. Геометрический повторяющийся орнамент из спиралей, точек и полос. А в Риме - гротеск (в переводе на русский язык – «причудливый»).

Идея гротеска – это сочетание и переплетение растений (акантовый лист), фруктов, цветов, птиц и необычных существ. В Риме также популярным были орнаменты: буколический (гирлянда цветов с черепом животного) и ликторские связки или фасции (пучки березовых веток и топор).

Если орнамент Греции и Рима отличаются, то цветовая гамма интерьера незначительно. Античный мир не был монохромным. Фасады домов, скульптуры, мебель, стены - все раскрашивалось в довольно контрастной гамме. Предпочтение отдавалось цвету красной охры. В дополнение шли желтая охра, синий, белый и черный.

Античная мебель была не только разнообразна, но и довольна удобна. Стулья и кресла учитывали анатомические особенности человеческого тела.

Наиболее популярным в Греции был стул -клисмос. Легкий и изящный с характерными серповидными ножками. Спустя столетия этот тип стула станет одним из популярных в эпоху ампира.

Римские стулья более тяжеловесны. Ножки, спинки чаще прямоугольной формы. Дерево инкрустируется слоновой костью и черепаховым панцирем. Кроме деревянной мебели можно встретить и мраморную, чаще ее использовали в садах.

Интересны кушетки для принятия пищи «клине». Довольно высокие, с богатой отделкой вмешали до трех человек.

А стол для еды назывался трапедза (да, слово «трапеза» именно отсюда), был невысок и имел три ножки. Для устойчивости в условиях не совсем ровного пола это было отличным инженерным решением.

Кровати в отличии от египетских становится шире и удобнее. Матрасы, подушки, пологи. Небольшие круглые подушки используют и как альтернатива мягкой мебели.

Интерьер кроме мебели украшают бронзовые подсвечники, курительницы, мраморные вазы, статуи.

А шкафов мы не найдём в доме грека и римлянина. Вся домашняя утварь хранилась в сундуках, и больших амфорах-пифосах.

Также не было столов для письма. Греки и римляне писали и читали стоя за высокими пюпитрами.

Античный интерьер был разнообразен и по декору, и по эргономическим решениям. Идеи декораторов прошлого нашли дальнейшее развитие и отражение в искусстве средневековья, нового времени и даже модернизма.

Дарья Воронина, искусствовед и художник

https://dzen.ru/catvangogh

0
10

Добавить комментарий

 
Комментарий*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
Смотрите также
Быстрая доставка
по Москве и в регионы
Пробники выкрасов
и фасовок
Индивидуальный
подбор цвета
Соответствие европейским
стандартам экологичности