История интерьерного дизайна. Возрождение

Цикл лекций при поддержке компании Kraska-Store (часть 7).



Ренессанс, Возрождение – один из самых ярких стилей эпохи позднего Средневековья. Этот не просто стиль, а целое культурное явление, феномен невероятного взлета искусств: архитектуры, живописи, скульптуры, поэзии, философии.

До сих пор нет однозначного ответа, что же послужило поводом тому, что в XV веке молодая Флорентийская республика становиться культурным центром всего европейского континента. Экономический рост, торговля, удачное географическое расположение? На карте средневековой Европы мы можем найти не один десяток городов, подпадающий под эти критерии. Но стоит ли искать причины, когда мы с вами имеем возможность любоваться и восхищаться бессмертными произведениями.

Эпоха Возрождения – это эпоха культуры, живописи и архитектуры. Ее мы и обсудим в статье.

Такие архитекторы, как Ф. Брунеллески, Л. Альберти, А. Палладио создали целую теорию. Возрождая античные традиции строительства, зодчие опирались в своих работах на принципы строгой симметрии, пропорциональности частей и целого (золотое сечение) соразмерности человеку, внешний декор, подчеркивающий принцип этажности.


Отныне постройки имели фасад в форме правильного прямоугольника, все окна и двери располагались симметрично относительно друг друга, основным декором был руст. Стрельчатая арка готики постепенно вытеснялась из моды и была заменена на правильную полуциркульную арку. В целом здания эпохи Возрождения можно охарактеризовать как построенные по принципу прямоугольного и полуциркульного метода.


Однако внешний довольно скромный декор с лихвой компенсировался роскошью интерьеров.

Начнем с того, что именно в XV веке появляется светский этикет, а следовательно, в богатом доме стали проектировать комнаты для светских мероприятий: балов. Появляется деление на комнаты для частной жизни и парадные залы.


Это деление достигнет своего расцвета в эпоху больших дворцовых стилей. Но первые образцы мы можем наблюдать уже в эпоху Возрождения.


Парадные залы были очень большими с высокими потолками и богатым декором. Потолки обычно украшались росписями, пространствами между росписями было украшено деревянным золотым декором, напоминающим крупные рамы. Сюжеты носили мифологически-аллегорический характер.


Стены могли быть декорированы фресковой росписью, деревянными резными панелями, большими картинами (почти во всю стену). Темы картин и росписей уже могли рассказывать о великих исторических событиях: битвах, морских сражениях, коронациях.


Полы в отличии от предыдущего стиля готики изменились. Вновь пришла мода на античные мраморные напольные покрытия. Кстати, как и в Древнем Риме, в эпоху Возрождения в интерьерах появляются скульптуры. Это могли быть как небольшие по размеру изображения мифологических персонажей.


Отдельного упоминая заслуживают скульптурные оформления каминов эпохи Возрождения. Каминная рама была внушительных размеров, по бокам шла орнаментальная каменная резьба. Верхняя часть украшалась барельефом с изображение античных богов или сцен охоты.


Частные, жилые комнаты немного отличались от парадных. Они были меньше по размерам, но декор был не менее изящным, чем в парадных.


Одним из главных украшений была мебель: резное дерево, обивка дорогими тканями (парча, бархат), ножки со звериными лапами, золочение.


Шкаф, стол, кресло становились маленькими произведениями искусства.


Но особенно красивыми были сундуки-кассоне. Довольно больших размеров, они стояли вдоль стен. Каждый сундук был расписан красками. Но это были не просто орнаментальные узоры, на сундуках известные художники рисовали целые картины!


Для картин же, написанных на досках, отводились отдельные комнаты – художественные галереи. В городским дворцах – «палаццо» появились отдельные комнаты (дань зарождающейся науке) «кабинеты ученого». В таких комнатах вдоль стен чаще всего располагались встроенные шкафы – ранний пример встроенной мебели в истории дизайна. Дверцы таких шкафов украшала деревянная мозаика в стиле «интарсии». Техника позволяла добиться необычного трехмерного эффекта рисунка. В кабинете ученого все должно было удивлять: и научные диковинки и декор.


В целом стенной декор в эпоху Возрождения был довольно разнообразным и кроме деревянных панелей в стиле «интарсия» встречались фрески, ткани (парча), гобелены.

Эпоха Возрождения стала отправной точкой развития архитектуры и интерьерных стилей Нового времени. Вслед за Ренессансом на сцену истории вышли такие стили, как барокко, рококо и классицизм. Но о них в следующих статьях.


Дарья Воронина, искусствовед и художник в партнерстве с компанией Kraska-Store


0
5

Добавить комментарий

 
Комментарий*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
Смотрите также
Быстрая доставка
по Москве и в регионы
Пробники выкрасов
и фасовок
Индивидуальный
подбор цвета
Соответствие европейским
стандартам экологичности